Казанского киллера наказали по "гуманному кодексу" // Завершился суд над убийцей гендиректора "Красного Востока"
31 марта 2005 года
45-летний Айбат Айбатов, руководивший «Красным Востоком» с 1987 года, как уже сообщал „Ъ“, был убит около своего дома в Казани на улице Шмидта вечером 20 февраля 1996 года. Киллер расстрелял гендиректора из пистолета Макарова с глушителем, когда тот заходил в подъезд. Долгое время следствие не могло раскрыть это убийство, пока в середине 2003 года по подозрению в причастности к деятельности известной казанской организованной преступной группы «Хади Такташ» (ее лидеры и участники были осуждены на различные сроки лишения свободы в конце 2002 года) сотрудники милиции не задержали казанского предпринимателя Сергея Павлова. Он сам признался, что застрелил господина Айбатова по заказу его же компаньона Бориса Булатова, у которого в то время работал начальником охраны. Господину Павлову предъявили обвинение по статье 102 УК РФ («Умышленное убийство с отягчающими обстоятельствами»), а Бориса Булатова объявили в международный розыск. Уголовное дело в отношении Сергея Павлова было передано в Верховный суд Татарстана в феврале этого года, а 23 марта начался сам судебный процесс („Ъ“ рассказывал об этом 24 марта).
В минувший вторник перед тем как огласить приговор, судья Александр Никифоров предоставил господину Павлову последнее слово, от которого тот отказался, добавив лишь, что хочет извиниться перед родными убитого. На это судья Никифоров ответил: «Вы сами видели, суд неоднократно вызывал их, но они не приходили, так же как и сегодня. А вы больше ничего не хотите сказать?» Обвиняемый Павлов отрицательно покачал головой.
После этого был объявлен перерыв, а через час началось оглашение приговора. Судья Никифоров сообщил, что пришел к выводу о доказанности следствием вины подсудимого, после чего напомнил мотивы и обстоятельства убийства Айбата Айбатова. По его словам, в 1995 году господин Айбатов и владелец казанской фирмы «Сандра» Борис Булатов вместе запустили на «Красном Востоке» линию по производству «Кока-Колы». Этот бизнес приносил хорошую прибыль, но 70% ее забирал «Красный Восток», а «Сандре» доставалось только 30%. Данное обстоятельство вызывало большое недовольство у господина Булатова, и как-то раз он сильно поругался со своим компаньоном. Тогда дело дошло чуть ли не до драки. Борис Булатов понял, что мирного дележа прибыли уже не будет, тем более что у гендиректора был очень жесткий характер, и попытался добиться справедливости через суд. Затем, опасаясь, что решение может оказаться не в его пользу, он решил ликвидировать господина Айбатова и обратился за помощью к лидеру ОПГ «Хади Такташ» Радику Галиакберову (Раджа), которому предложил убрать конкурента за $20 тыс. Господин Булатов сообщил ему, что с помощью связей своего отца Ахметзяна Булатова, известного в советское время секретаря Татарского обкома КПСС, намеревается занять кресло гендиректора «Красного Востока». Однако Раджа отказался. Тогда господин Булатов поручил убийство гендиректора Сергею Павлову, который работал в его фирме начальником службы безопасности. Тот не мог отказать своему шефу, который в свое время спас его от расправы «хадишенской» братвы, взяв под свою опеку.
Как отметил судья Никифоров, подсудимый, несмотря на то что не получил за исполненное убийство ни копейки, все же застрелил гендиректора из корыстных побуждений. В то время своему охраннику Борис Булатов хорошо платил, дал машину и даже обеспечил жильем. После убийства господин Павлов, проживая на конспиративной квартире за Казанью, находился на полном содержании фирмы «Сандра»: в конечном итоге господину Булатову удалось отсудить у «Красного Востока» 5 млрд рублей.
Судья Никифоров также сообщил, что подозреваемый заказчик убийства гендиректора пивзавода уже задержан Интерполом в Испании и 12 февраля 2004 года помещен в тюрьму города Вальдеморо. В связи с этим, по его словам, могут всплыть «какие-либо новые подробности дела». Он отметил, что суд учел чистосердечное признание подсудимого, его активную помощь следствию, а также наличие у него семьи и несовершеннолетнего ребенка. «Ранее прокуратура просила для него десять лет строгого режима, ссылаясь на то, что совершенное им преступление тяжкое. Самого понятия “тяжкое“ в те годы, когда был убит Айбатов, не существовало в Уголовном кодексе, поэтому не может быть применимо сейчас по отношению к подсудимому»,– сказал судья Никифоров. В итоге Сергей Павлов получил девять лет лишения свободы в колонии общего режима.
Подсудимый воспринял приговор спокойно. Как сообщил „Ъ“ его адвокат Тимур Беляков, господин Павлов вряд ли будет оспаривать решение суда. «Приговор весьма объективный. Суд учел, что преступление было совершено при старом Уголовном кодексе, более гуманном»,– сказал он. В прокуратуре Татарстана сообщили, что тоже не будут обжаловать приговор и не считают его слишком мягким.
Андрей Смирнов, "Коммерсантъ-Казань"